70-летие ПОБЕДЫ в Великой Отечественной войне -нашей ОБЩЕЙ победы

70-летие ПОБЕДЫ в Великой Отечественной войне -нашей ОБЩЕЙ победы
Плакат мая 1945-го.

Плакат и стихи Лебедева-Кумача -сайт.jpg
Из архива Алевтины Александровны Пржевальской

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН №80-ФЗ 
«Об увековечении Победы советского народа
в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». 

Статья 6. Борьба с проявлениями фашизма.
Важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации по увековечению Победы советского народа в Великой Отечественной войне является решительная борьба с проявлениями фашизма. Российская Федерация берет на себя обязательство принимать все необходимые меры по предотвращению создания и деятельности фашистских организаций и движений на своей территории.

В Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.

Закон принят Государственной Думой Российской Федерации 19 апреля 1995 года

 

В настоящее время понятие «фашизм» девальвировано настоль­ко, что оно превратилось в своего рода штамп, причём как в государ­ственной пропаганде, так и на низовом, «народном» уровне. Особенно отчётливо это видно в ситуации нынешнего кризиса на Украине. Между тем, если абстрагироваться от пропагандистских штампов и просто заглянуть в историю, можно относительно легко увидеть ос­новные признаки настоящего фашизма.

 В 1995 г. это попытался сделать великий итальянский писатель Умберто Эко. Он представил схематиза­цию фашизма на симпозиуме Колумбийского Университета (США). Этот доклад в несколько отредактированном виде позднее был опубли­кован под заглавием «Eternal Fascism» («Вечный фашизм») в июне того же года. У. Эко составил список из 14 типичных характеристик «вечного фашизма» (ур-фашизма). Если в обществе наблюдается 6-7 признаков из этого списка, то оно близко к наступлению фашизма (дальше всё покатится как снежный ком).

 14 признаков фашизма по Умберто Эко

 1. Первой характеристикой ур-фашизма является культ традиции. Традиционализм старее фашизма. Он выступает доминантой контрре­волюционной католической мысли после Французской революции, но зародился он в поздний эллинистический период как реакция на рацио­нализм классической Греции. Из него вытекает, что нет места развитию знания. Истина уже провозглашена раз и навсегда; остаётся только истолковывать её тём­ные слова, Достаточно посмотреть «обоймы» любых фашистских куль­тур: в них входят только мыслители-традиционалисты. Немецко-фашистский гнозис питался из традиционалистских, синкретистских, оккультных источников.

 2. Традиционализм неизбежно ведёт к неприятию модернизма. Как итальянские фашисты, так и немецкие нацисты вроде бы обожали технику, в то время как традиционалистские мыслители обычно технику клеймили, видя в ней отрицание традиционных духовных ценностей. Но, по сути дела, нацизм наслаждался лишь внешним аспектом своей индустриализации. В глубине его идеологии главенствовала теория Blut und Boden - «Крови и почвы». Отрицание современного мира проводи­лось под знаком отрицания капиталистической современности. Это, по существу, отрицание духа Просвещения. Век Рационализма видится как начало современного разврата. Поэтому ур-фашизм может быть опреде­лён как иррационализм.

 3. Иррационализм крепко связан с культом действия ради дей­ствия. Действо прекрасно само по себе и поэтому осуществляемо вне и без рефлексии. Думание - немужественное дело. Культура видится с подозрением, будучи потенциальной носительницей критического от­ношения. Тут всё: и высказывание Геббельса «Когда я слышу слово «культура», я хватаюсь за пистолет», и милые общие места насчёт ин­теллектуальных размазней, яйцеголовых интеллигентов, радикал- снобизма и университетов - рассадников коммунистической заразы. Подозрительность по отношению к интеллектуальному миру всегда сигнализирует присутствие ур-фашизма. Официальные фашистские мыслители в основном занимались тем, что обвиняли современную им культуру и либеральную интеллигенцию в отходе от вечных ценностей.

 4. Никакая форма синкретизма не может вынести критики. Кри­тический подход оперирует дистинкциями, дистинкции же являются атрибутом современности. В современной культуре научное сообщество уважает несогласие, как основу развития науки. В глазах ур-фашизма несогласие есть предательство.

 5. Несогласие - это ещё и знак инаковости. Ур-фашизм растёт и ищет консенсусов, эксплуатируя прирождённую боязнь инородного. Первейшие лозунги фашистоидного или пре-фашистоидного движения направлены против инородцев. Ур-фашизм, таким образом, по опреде­лению замешан на расизме.

 6. Ур-фашизм рождается из индивидуальной или социальной фрустрации. Поэтому все исторические фашизмы опирались на фруст- рированные средние классы, пострадавшие от какого-либо экономиче­ского либо политического кризиса и испытывающие страх перед угро­зой со стороны раздражённых низов. В наше время, когда прежние «пролетарии» превращаются в мелкую буржуазию, а люмпен из поли­тической жизни самоустраняется, фашизм найдёт в этом новом боль­шинстве превосходную аудиторию.

 7. Тем, кто вообще социально обездолен, ур-фашизм говорит, что единственным залогом их привилегий является факт рождения в опре­делённой стране. Так выковывается национализм. А единственное, что может сплотить нацию, - это враги. Поэтому в основе ур-фашистской психологии заложена одержимость идеей заговора, по возможности международного. Люди должны ощущать себя осаждёнными. Лучший способ сосредоточить аудиторию на заговоре - использовать пружины ксенофобии. Однако годится и заговор внутренний, для этого хорошо подходят евреи, потому что они одновременно как бы внутри и как бы вне.

 8. Сочлены должны чувствовать себя оскорблёнными из-за того, что враги выставляют напоказ богатство, бравируют силой. В то же время сочлены убеждены, что сумеют одолеть любого врага. Так, бла­годаря колебанию риторических струн, враги рисуются в одно и то же время, как и чересчур сильные, и чересчур слабые. По этой причине фашисты обречены всегда проигрывать войны: они не в состоянии объ­ективно оценивать боеспособность противника.

 9. Для ур-фашизма нет борьбы за жизнь, а есть жизнь ради борь­бы. Раз так, пацифизм однозначен братанию с врагом. Пацифизм предо­судителен, поскольку жизнь есть вечная борьба. В то же время имеется и комплекс Страшного суда. Поскольку враг должен быть - и будет - уничтожен, значит, состоится последний бой, в результате которого данное движение приобретёт полный контроль над миром. В свете по­добного «тотального решения» предполагается наступление эры всеоб­щего мира, Золотого века. Однако это противодействует тезису о перманентной войне, и ещё ни одному фашистскому лидеру не удалось разрешить образующе­еся противоречие.

 10. Для всех реакционных идеологий типичен элитаризм, в силу его глубинной аристократичности. В ходе истории все аристократиче­ские и милитаристские элитаризмы держались на презрении к слабому. Ур-фашизм исповедует популистский элитаризм. Рядовые граж­дане составляют собой наилучший народ на свете. Партия составляется из наилучших рядовых граждан. Рядовой гражданин может (либо обя­зан) сделаться членом партии. Однако не может быть патрициев без плебеев. Вождь, который знает, что получил власть не через делегирование, а захватил силой, понимает также, что сила его основывается на слабости массы, и эта масса слаба настолько, чтобы нуждаться в Погонщике и заслуживать его. Поэтому в таких обществах, организованных иерархически (по милитаристской модели), каждый отдельный вождь презирает, с одной стороны, вышестоящих, а с другой - подчинённых. Тем самым укрепляется массовый элитаризм. 

11. Всякого и каждого воспитывают, чтобы он стал героем. В мифах герой воплощает собой редкое, экстраординарное существо; однако в идеологии ур-фашизма героизм - это норма. Культ героизма непосредственно связан с культом смерти. Нормальным людям говорят, что смерть огорчительна, но надо будет встретить её с достоинством. Верующим людям говорят, что смерть есть страдательный метод до­стижения сверхъестественного блаженства. Герой же ур-фашизма алчет смерти, предуказанной ему в качестве наилучшей компенсации за геро­ическую жизнь. Герою ур-фашизма умереть невтерпёж.

 12. Поскольку как перманентная война, так и героизм - довольно трудные игры, ур-фашизм переносит своё стремление к власти на поло­вую сферу. На этом основан культ мужественности (то есть пренебре­жение к женщине и беспощадное преследование любых неконформист­ских сексуальных привычек: от целомудрия до гомосексуализма). По­скольку и пол - это довольно трудная игра, герой ур-фашизма играется с пистолетом, то есть эрзацем фаллоса.

 13. Ур-фашизм строится на качественном популизме. В условиях демократии граждане пользуются правами личности; совокупность граждан осуществляет свои политические права только при наличии количественного основания: исполняются решения большинства. В глазах ур-фашизма индивидуум прав личности не имеет, а Народ пред­стаёт как качество, как монолитное единство, выражающее совокупную волю. Поскольку никакое количество человеческих существ на самом деле не может иметь совокупную волю. Вождь претендует на то, чтобы представительствовать от всех. Утратив право делегировать, рядовые граждане не действуют, они только призываются играть роль Народа. Народ, таким образом, бытует как феномен исключительно театраль­ный. Крепко стоя на своём качественном популизме, ур-фашизм опол­чается против «прогнивших парламентских демократий». Всякий раз, когда политик ставит под вопрос легитимность пар­ламента, поскольку тот якобы уже не отражает «суждение народа», явственно унюхивается запашок Вечного Фашизма.

 14. Ур-фашизм говорит на Новоязе. Новояз был изобретён Оруэллом в романе «1984» как официальный язык Ангсоца, Английского со­циализма, но элементы ур-фашизма свойственны самым различным диктатурам. И нацистские, и фашистские учебники отличались бедной лексикой и примитивным синтаксисом, желая максимально ограничить для школьника набор инструментов сложного критического мышления. Но мы должны уметь вычленять и другие формы Новояза, даже когда они имеют невинный вид популярного телевизионного ток-шоу.

 

В свою очередь британский политолог д-р Лоренс Брит исследо­вал фашистские режимы Гитлера (Германия), Муссолини (Италия), Франко (Испания), Сухарто (Индонезия) и Пиночета (Чили). Он пришёл к выводу, что все фашистские режимы имеют 14 общих признаков, которые составляют характеристику фашизма. Результаты собственных исследований учёный изложил на сайте гуманистического американско­го журнала Free Inquiry в статье «Фашизма кому-нибудь?» в 2003 г.

 

14 признаков фашизма по Лоренсу Бритту:

 

1. Мощный и продолжительный национализм - фашистские ре­жимы постоянно используют националистические лозунги, девизы, символы, песни и так далее. Знамёна можно увидеть везде, как и симво­лы флага на одежде и в общественных местах.

 2. Пренебрежение к общепризнанным правам человека - из стра­ха перед врагом и под предлогом обеспечения безопасности фашист­ские власти убеждают, что права человека могут игнорироваться в определённых случаях ради «необходимости». Людей заставляют «ду­мать по-другому» или даже одобрять избиения, убийства, продолжи­тельное лишение свободы задержанных и т.д.

 3. Выявление врага/искупительные жертвы как объединительная основа - народы при фашистских режимах сплачиваются в патриотич­ном движении в борьбе против общей опасности или противника: расо­вых, религиозных или национальных меньшинств, либералов, коммуни­стов, социалистов, террористов и т.д.

 4. Преимущественное положение вооружённых сил - даже если в стране есть много острых внутренних проблем, вооружённые силы по­лучают непропорционально большое бюджетное финансирование, а внутренние проблемы остаются нерешёнными. Пропаганда навязывает привлекательный образ военных и военной службы.

 5. Сильная дискриминация по признаку половой принадлежно­сти - в фашистских правительствах доминируют мужчины. Традици­онные тендерные роли жёстко закреплены. Отрицательное отношение к абортам и гомофобия.

 6. Контроль над СМИ - они контролируются непосредственно правительством или косвенно через сочувствующих журналистов либо руководителей СМИ. Распространена цензура - особенно в военное время.

 7. Маниакальное увлечение национальной безопасностью - страх используется как мотивационный инструмент правительства для давле­ния на массы.

 8. Переплетение религии и правительства - правительства фа­шистских стран используют религию как инструмент управления общественным мнением. Религиозная риторика и терминология используются правительственными лидерами, даже когда главные принципы религии диаметрально противоположны действиям или политике правительства.

 9. Защита корпораций - промышленная и деловая аристократия в фашистских государствах часто является единственной силой, ставящей лидеров во власть, создавая взаимовыгодные деловые отношения с властной элитой.

 10. Притеснение профсоюзов - поскольку профсоюзы представ­ляют единственную реальную угрозу для фашистских правительств, они либо полностью отсутствуют, либо серьёзно ущемлены в возможностях

.11. Презрение к интеллигенции и искусству - фашистские госу­дарства поощряют или терпимо относятся к проявлениям открытой враждебности к высшему образованию и к учёным. Зачастую они под­вергаются преследованиям или даже арестам. Свобода самовыражения в искусстве подвергается открытым нападкам, и правительство часто отказывается финансировать искусство.

 12. Навязчивая идея преступления и наказания - при фашистских режимах полиции даются почти неограниченные полномочия. Люди во имя патриотизма во многих случаях предпочитают не замечать поли­цейских злоупотреблений, даже нарушение своих гражданских свобод. Часто создаётся национальная полиция с неограниченной властью.

 13. Необузданное кумовство и коррупция - фашистскими режи­мами почти всегда управляют кланы приятелей и партнёров, которые назначают друг друга на правительственные должности и используют власть для защиты членов своего клана от ответственности. Зачастую правительственные лидеры присваивают или даже напрямую разворо­вывают государственные ресурсы и казну.

 14. Мошеннические выборы - выборы в фашистских государствах часто превращаются в фарс. Нередко проводится клеветническая кам­пания (или даже убийства) кандидатов от оппозиции, законодательство используется для манипулирования численностью избирателей, грани­цами округов, средствами массовой информации. Фашистские режимы часто используют судебную систему для манипулирования выборами

 

Источник информации: Анненков В.И., Баранов С.Н., Волохов В.И., Миронов СМ., Хархалуп С.С. Международная безопасность: геополитические и военно-полнтические аспекты современности / Под общ. ред. проф. Анненкова В.И. Учебник; - М.: РУСАВИА, 2015, - 512 с.

Пушка Пржевальского
Пушка Пржевальского
ЛАУРЕАТЫ премии Академии военных наук России 2014 года "ВОЕННО-СЛУЖИЛЫЕ ЛЮДИ ПРЖЕВАЛЬСКИЕ: ТРИ РУСИ - ОДИН РОД"
ЛАУРЕАТЫ премии Академии военных наук России 2014 года "ВОЕННО-СЛУЖИЛЫЕ ЛЮДИ ПРЖЕВАЛЬСКИЕ: ТРИ РУСИ - ОДИН РОД"
70-летие ПОБЕДЫ в Великой Отечественной войне -нашей ОБЩЕЙ победы
70-летие ПОБЕДЫ в Великой Отечественной войне -нашей ОБЩЕЙ победы
Крым Пржевальских - из века в век
Крым Пржевальских - из века в век
Нет фото
<< < 4 из 5 >  

Назад в раздел